Торговые идеи
May 31, 2023

Alibaba: раздел бизнеса на шесть частей, потенциал роста

Алибаба объявила о планах разделить свой бизнес на шесть отдельных сегментов. Согласно модели оценки суммы частей, это может привести к значительному повышению стоимости акций, что означает, что Алибаба является значительно недооцененной (после разделения), основываясь на прогнозах доходов и оценочных множителях для каждого отдельного сегмента.

Даже если бизнес не разделится, акции все равно будут внутренне недооцененными на основе модели дисконтированного денежного потока и прогнозов.

Однако за последние несколько лет компания столкнулась с замедлением роста и серией регулятивных проблем. В связи с этим, сообщения о планируемом разделении бизнеса на 6 сегментов вызвали большой интерес среди инвесторов. Разделение вероятно принесет преимущества в виде более быстрого принятия решений, большей гибкости и большей ответственности.

А что это значит для вас, как инвестора?

Оценка суммы частей указывает на потенциальное повышение стоимости акций на 94% после разделения и IPO каждой отдельной компании. В этом обзоре разберем суть разделения, прогнозы по доходам для каждого сегмента и оценку суммы частей.

Как разделение может повысить стоимость?

1. Быстрое принятие решений

Разделение большой организации на несколько частей - распространенный способ раскрыть стоимость для акционеров. С увеличением размеров организации она становится медленнее, появляется больше уровней среднего управления, и сотрудники все больше отдаляются от клиента и реальности. Это может привести к принятию решений как "эхо-камеры" отдельных подразделений, и учитывая, что у Алибабы около 254 000 сотрудников, это вероятно было бы так. В крупных организациях также часто возникает чувство "бессилия" и отсутствия владения или ответственности, что является верным способом создать непродуктивную или даже токсичную культуру, где люди тратят больше времени на "оберегание себя" и меньше времени на достижение результатов.

Также известная компания Meta* $META объявила "Год эффективности" с целью устранения "множественных уровней" среднего управления. Заявленные планы Алибабы более решительными, с каждым отдельным подразделением, имеющим своего собственного генерального директора и ответственность за свою стратегию, что должно принести еще большую пользу.

*-компания призанана экстремисткой и запрещена на территории РФ.

Каждое бизнес-подразделение также будет нести ответственность за свой бюджет и расходы, что, вероятно, повысит эффективность. В больших организациях часто возникает недовольство, когда одно бизнес-подразделение расточает деньги, тогда как другому выделяют ограниченный бюджет. Недавно мы видели, как стартап Open AI опередил компанию Alphabet $GOOGL - в гонке за искусственным интеллектом, благодаря "преимуществу первого хода" с его продуктом ChatGPT. Это свидетельствует о скорости и большем риске (в отношении репутации, соответствия и т. д.), которые могут позволить себе маленькие компании.

2. Меньшее внимание со стороны регуляторов

Еще одно преимущество разделения крупной организации - она становится меньшей целью для "атак" со стороны регуляторов, которые ранее наложили на компанию огромный штраф в размере 2,8 миллиарда долларов в 2021 году за "монопольные" практики. Как гласит древняя азиатская поговорка: "гвоздь, который выделяется, будет забит". По мере роста организации, регуляторы обращают на нее внимание. Основатель Alibaba, Джек Ма, также ранее высказывался критически о китайской финансовой системе, что привело к приостановке IPO Ant Group на сумму около 35 миллиардов долларов, в котором Alibaba владеет 33%. Alibaba ранее объявила о реструктуризации собственности, что изменило статус Джека Ма на "неконтролирующего" лица, но разделение компании делает это более основательным.

На какие компании делится?

Алибаба объявила о разделении своей организации на шесть основных бизнес-сегментов:

  1. China Commerce (Taobao Tmall) Group - основной бизнес электронной коммерции в Китае.
  2. Cloud Intelligence Group - Alibaba Cloud и продукты искусственного интеллекта, которыми будет управлять текущий генеральный директор Дэниел Чжан.
  3. Local Services Group - услуги доставки еды Ele.me и картографические услуги (которые продемонстрировали хорошие результаты в четвертом квартале 2022 года). Генеральным директором будет Ю Ёнфу.
  4. Cainiao Smart Logistics - логистические услуги Alibaba, с генеральным директором Ван Лином.
  5. Global Digital Commerce Group - международная электронная коммерция, включающая AliExpress и Lazada, с генеральным директором Цзян Фаном.
  6. Digital Media and Entertainment Group - кино и стриминговый бизнес Alibaba, с генеральным директором Фан Луяном.

Для дальнейшего анализа бизнес-сегментов ниже таблица, включающую данные о прошлых темпах роста и проценте общего дохода, сгенерированного каждым сегментом на квартал, завершившийся в декабре 2022 года или на 3-й квартал, финансового года 2023. Alibaba за этот квартал сгенерировала доход в размере 370 миллиардов долларов, что увеличилось примерно на 2% по сравнению с предыдущим годом, в китайских юанях. Это не был быстрый темп роста, но стоит иметь в виду, что Китай только недавно начал смягчать свою "жесткую ковидную блокировку". В таблице выделен сегмент Коммерции в Китае, который включает (Taobao и Tmall), как его самый крупный сегмент, составляющий около 68,69% от общего дохода в размере 256 миллиардов долларов за этот квартал.

Основной сегмент электронной коммерции Alibaba получит пользу от прогнозов сильного роста китайской экономики. Экономисты Fitch пересмотрели прогноз роста ВВП Китая с 4,1% до 5,0% на 2023 год. Также обратите внимание, что данные о производстве на китайских предприятиях объявили о своем самом высоком показателе за последние ~11 лет. Индекс деловой активности в производственном секторе (PMI) вырос до 52,6 что превысило прогнозы экономистов, составлявшие 50,1, и превысило показатель 53,5, зарегистрированный в 2012 году. Чтобы наглядно представить значительный доход, генерируемый местным сегментом электронной коммерции, вы можете ознакомиться с представленным графиком ниже.

Второй по величине сегмент Alibaba - это Alibaba Cloud, который сгенерировал около 8% выручки или $3 миллиарда в Q3, FY23. Сегмент показал относительно медленный рост всего 3%, но у него есть наибольший потенциал для роста.

Согласно исследованию McKinsey, индустрия облачных вычислений в Китае прогнозируется вырасти с $32 миллиардов в 2021 году до почти $90 миллиардов к 2025 году. Ожидается, что это будет обусловлено огромной китайской производственной отраслью, которая все еще находится в ранних стадиях цифровой трансформации.

Alibaba Cloud имеет все возможности воспользоваться ростом этой отрасли, так как у него примерно 37% доли рынка в Китае, и он является четвертым по величине поставщиком облачных услуг в мире, согласно последним доступным данным.

Как инвестор, я был бы заинтересован в инвестициях в Alibaba Cloud как отдельное предприятие. За океаном облачные бизнесы таких крупных технологических компаний, как Amazon $AMZN и Microsoft $MSFT (AWS и Azure), являются самыми быстрорастущими и наиболее прибыльными частями бизнеса. В Китае Alibaba сталкивается с конкуренцией со стороны Tencent, Baidu $BIDU и Huawei. Кроме того, China Telecom увеличила выручку от облачных услуг на 108% год к году, с общей суммой $8,4 миллиарда за 2022 год.

На графике ниже, можно увидеть темпы роста для каждого сегмента. Сегмент логистики Alibaba - Cainiao - является выдающимся с быстрым темпом роста выручки в 27% и отчетной суммой $2,49 миллиарда за Q3, FY23. Сообщается, что этот сегмент будет первым, кто выйдет на IPO на Гонконгской фондовой бирже в 2023 году, с оценкой около $20 миллиардов. Это имеет смысл, так как лучшее время для IPO компании - это когда бизнес может воспользоваться импульсом, особенно при возобновлении экономики Китая. Вы заметите, что сегмент цифровых медиа и инноваций сообщили о минус 6% и минус 20% соответственно. К счастью, эти бизнесы вносят всего 3% и 0,33% в общую выручку, поэтому они не оказывают значительного влияния.

Оценка стоимости Alibaba по сумме частей

Оценка стоимости Alibaba является сложной задачей, и условия разделения все еще уточняются. Однако, есть прогнозы роста выручки для каждого отдельного сегмента бизнеса, используя результаты Q3,FY23, которые были показаны ранее, как отправную точку. В этом случае, по прогнозам, что общая выручка Alibaba (перед разделением) может вырасти на 8% в течение следующих 12 месяцев и достичь отметки в 152,3 миллиарда долларов. Это немного выше прогнозов аналитиков в размере 141 миллиарда долларов, но учитывая тот факт, что BABA превзошла ожидания в последнее время, я считаю, что это достижимо, особенно учитывая вышеупомянутые тенденции. После разделения на сегменты, я прогнозирую, что сегмент China Commerce восстановится после отрицательной ставки роста в размере 1% в Q3,FY23 и покажет рост на 5% в течение следующих 12 месяцев, что приведет к генерации выручки в размере 103,8 миллиарда долларов, поскольку Китай постепенно смягчает политику "жесткой ковидной блокировки" и ВВП стремительно растет.

Дальше по прогнозируется, что выручка Alibaba от облачных услуг вырастет с 3% годовым темпом роста в третьем квартале 2023 года до 6% в течение следующих 12 месяцев, что приведет к выручке в размере 12,3 миллиарда долларов (после разделения акций). Для сегмента Международной торговли ожидается на 1% более быстрый рост по сравнению с третьим кварталом 2023 года, и то же самое для Cainiao Logistics, с прогнозируемым ростом в 28% или 10,6 миллиарда долларов. Чтобы быть осторожным, я предполагаю, что сегменты Цифровых медиа и Инноваций будут продолжать показывать снижение роста, как и сейчас. Вы могли заметить, что Alibaba объявила о разделении на шесть сегментов, но в настоящее время они функционируют семью сегментами (как вы видите в таблице выше). Поэтому в следующем сегменте идет объединение их самого маленького сегмента Инноваций (всего 0,33% выручки) с Цифровыми медиа.

Что касается отчета о прибыли, Alibaba превзошла ожидания за последние четыре квартала, и аналитики прогнозируют, что к 2024 году прибыль на акцию составит 10,99 доллара до разделения акций. Поэтому ожидается, что эта тенденция будет продолжаться и в будущем.

В последней таблице вы видите прогнозное отношение цены к выручке (P/S) для каждого сегмента после разделения акций. Для сравнения, у Alibaba сейчас отношение P/S равно 2,1 до разделения акций. Прогнозируется, что для сегмента Китайской торговли это значение увеличится до 3,3 после разделения акций, благодаря дополнительному капиталу и улучшенной гибкости. Для сегмента Cloud предполагается отношение P/S равное 6, что имеет смысл для такого технологического бизнеса с большим потенциалом высокой прибыльности. Для остальных сегментов ожидается более консервативное значение отношения P/S равное 3, как для сегмента Международной торговли, так и для сегмента Местных потребительских услуг. Для Cainiao Logistics ожидается более высокое значение P/S равное 4 из-за его сильного темпа роста (27% в третьем квартале 2023 года) и наличия значительных барьеров для входа на рынок. Сегментам Цифровых медиа и Инноваций (которые объеденены) прогнозируется значение P/S равное 2 из-за их снижающихся показателей по состоянию на третий квартал 2023 года.

Суммируя все вместе, получаем общую оценку после разделения акций в размере 530 миллиардов долларов или 204 доллара за акцию. Следует также отметить, что даже если разделение не произойдет, оценка Alibaba составляет 383 миллиарда долларов, основываясь на модели дисконтированных денежных потоков и прогнозах, представленных выше, поэтому в любом случае компания недооценена.

Риски:

Рынок IPO/риски Китая

На первый взгляд, разделение компании на несколько частей и инициатива каждой из них провести свое собственное IPO звучит замечательно. Однако рынок IPO стал очень холодным из-за макроэкономической обстановки. Фактически, количество IPO в мире сократилось на более чем половину с 3 260 в 2021 году до всего лишь 1 671 в 2022 году. Это может означать, что некоторые сегменты при проведении IPO могут получить оценки ниже ожидаемых, что повлияет на общую оценку. И, конечно же, для любой китайской акции есть риск, связанный с положением дел в стране, который всегда присутствует. Китай недавно объединился с Россией и Бразилией, чтобы отказаться от доллара США и торговать в юанях. Это не самый лучший знак для международных отношений, мягко говоря, и привело к еще большему расколу в мире.

Итого:

План Alibaba о разделении на несколько бизнесов, кажется, обещает значительные преимущества - от более быстрого принятия решений до большей отчетности и улучшенного привлечения капитала. Конечно, у Alibaba не все будет гладко из-за холодного рынка IPO и дополнительных затрат, которые, вероятно, будут связаны как с разделением, так и с продвижением IPO и т.д. Однако настроение в предвушкении корпоративных действий компании пока что положительное, и учитывая, что оценка по частям указывает на глубокую недооценку акций с большим потенциальным ростом, я считаю, что акции Alibaba являются отличным долгосрочным инвестиционным вариантом.

🔔 Дисклеймер

Мои стратегии:

Камбэк Россия - Стратегия основана на подборе активов по новостному, фундаментальному и техническому анализу. "Камбэк" - рассчет на восстановление RU - рынка, после 2022 года. Торгуем в основном компании из 1 эшелона, 2 и 3 эшелон торгуем по мере необходимости. В процессе торговли возможно отыгрывание краткосрочных новостей. Возможно добавление краткосрочных и долгосрочных облигаций для соблюдения диверсификации.

Дивиденды каждый месяц - в портфель отбираются дивидендные российские акции, которые будут поступать на счет почти ежемесячно. Дивидендный календарь нам в помощь. Произвожу постоянное реинвестирование полученных дивидендов, а также ребалансировку портфеля в случае, если кто-то из компаний примет решение дивиденды не платить или появится благоприятная возможность в другой компании. Можете пополнять счет на просадках, так, вы получите большее количество бумаг по сниженной цене.

Окно в Гонконг - стратегия рассчитана на инвестирование в китайские компании с листингом на Гонконгской бирже в гонконгских долларах США. Подчеркиваю, валюта на стратегии — гонконгский доллар! Будем вкладываться в крупнейшие компании Китая и альтернативу акциям западных компаний. Отличительной особенностью этой стратегии является независимость от американского доллара, американских фондовых площадок и американских регулирующих органов.

✔ Мой телеграмм-канал

✅ Сервис Tinkoff Premium — повышенный доход, комфорт и привилегии. Если оформить по моей ссылке, вы получите 2 месяца БЕСПЛАТНО Tinkoff Premium - https://www.tinkoff.ru/sl/NXYp9Y3kX0