Что значит для экономики выборы в США? По секторам.
8 ноября избирателя в США будут решать, какая политическая партия будет контролировать фискальную политику и государственные расходы в течение следующих двух лет. В условиях ослабления экономики и роста финансовых опасений ставки необычайно высоки для промежуточных выборов в США.
Контроль над Белым домом останется за президентом Джо Байденом, демократом. Но законодатели контролируют бюджетные средства страны, и новый состав Конгресса будет решать целый ряд важнейших вопросов, от того, следует ли направлять дополнительную помощь Украине в ее противостоянии с Россией, до того, как направлять экономику в условиях потенциальной рецессии. "Последствия для политики и рынка действительно могут быть весьма драматичными, - говорит Крис Крюгер, управляющий директор Cowen Washington Research Group.
Правительство, расколотое на две части, является наиболее вероятным результатом ноябрьских выборов, поскольку большинство опросов показывают, что республиканцы вернут себе контроль над Палатой представителей. У республиканцев также есть более слабые, но все еще серьезные шансы получить контроль над Сенатом".
Согласно данным опросов, ситуация складывается в пользу партии республиканцев, по крайней мере, в Палате представителей. Партия действующего президента получала места в Палате представителей во время промежуточных выборов только три раза с 1934 года, согласно данным проекта "Американское президентство" Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. И ни у одного из этих президентов рейтинг одобрения не был таким низким, как у Байдена, который за последний год в основном колебался в пределах от 40% до 45%.
Если результаты опросов окажутся верными, возвращение к разделенному правительству, вероятно, станет приятным изменением для финансовых рынков, учитывая, что любое важное законотворчество и бюджетные расходы почти наверняка не будут приняты.
Однако разделение власти в Вашингтоне также означает повышенный риск приостановки работы правительства и такого рода политическое противостояние, которое заставляет инвесторов содрогаться.
Повышение потолка долга в середине или конце 2023 года и принятие нового федерального бюджета в следующем году возглавляют список областей политики, где компромисс будет одновременно и трудным, и необходимым. И затяжная дискуссия по любому из этих вопросов может потрясти рынки как внутри страны, так и за рубежом.
Контроль республиканцев над Палатой представителей означает больше слушаний по контролю и потенциально более строгие требования к должностным лицам, таким как председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэлл или министр финансов Джанет Йеллен. Сенат под руководством республиканцев будет иметь возможность блокировать президентские назначения, включая судебные.
Республиканский контроль над обеими палатами позволит принимать больше законов по приоритетным республиканским направлениям, таким как безопасность границ или сокращение налогов. Байден практически наверняка заблокирует любые такие попытки стать законом, но законодатели от республиканцев могут попытаться наложить вето на президентские решения, что будет политически болезненно для Белого дома. Республиканцы также могут использовать эту возможность, чтобы четко изложить свою программу правления перед выборами 2024 года.
Кроме того, чем с большим перевесом республиканцы получат власть в одной или обеих палатах Конгресса, тем большее влияние они будут иметь на решения о расходах и ассигнованиях. Ожидается, что контроль со стороны республиканцев будет означать выделение большего количества федеральных денег на военные расходы, а также, возможно, на традиционные энергетические отрасли, такие как нефть и газ.
Некоторые специалисты по стратегии выборов и партийные лидеры все еще считают, что у демократов есть шанс обойти конкурентов, в основном благодаря предполагаемому всплеску энтузиазма среди избирателей-демократов, вызванному решением Верховного суда, отменившего летом этого года закон Roe v. Wade. "Голубая перестройка", как назвали ее аналитики Morgan Stanley в недавней аналитической записке, вероятно, станет самой благоприятной возможностью для преобразований, а также "притупит воздействие рецессии", поскольку в случае ухудшения состояния экономики все еще будет возможна финансовая помощь.
Демократы, скорее всего, сосредоточатся на возрождении тех частей первоначальной программы Байдена Build Back Better, которые еще не были приняты в качестве закона, особенно тех положений, которые помогут снизить стоимость жизни для американских семей. В этот список входят постоянное предоставление расширенного налогового кредита на детей, выделение дополнительных средств на уход за престарелыми и работа над повышением доступности жилья, особенно для тех, кто покупает его впервые.
"В республиканском сценарии много тупиковых ситуаций", - говорит Кортни Розенбергер, управляющий директор по политическим исследованиям консультационной фирмы Strategas Securities. "Полностью демократический сценарий - это то, что нужно".
Ниже мы рассмотрим пять областей политики, которые будут в центре внимания следующего состава Конгресса. Новые тенденции в каждой из них будут иметь значительные последствия для экономики, финансовых рынков и инвестиционных портфелей.
Бюджетные расходы
Перспективы бюджетных расходов или их отсутствие в течение следующих двух лет во многом зависят от результатов выборов. Даже если экономика погрузится в рецессию в следующем году в результате агрессивного повышения процентных ставок Федеральной резервной системой, американцы могут столкнуться с нежеланием Конгресса предоставить финансовую помощь.
Беспрецедентная волна государственных расходов, начавшаяся в марте 2020 года, помогла вывести страну из рецессии, вызванной пандемией. Но она также помогла разжечь инфляцию, с которой сегодня борется центральный банк. Отчасти из-за этого политические стратеги говорят, что шансы на то, что законодатели примут какие-либо стимулирующие расходы или другие фискальные меры, если республиканцы получат контроль над обеими палатами Конгресса, практически нулевые.
Законодатели традиционно принимают такие меры, как расширение помощи по безработице, чтобы смягчить последствия значительных экономических спадов. Если такие меры не будут приняты, ФРС останется одна, чтобы провести страну через экономический кризис с помощью изменений в денежно-кредитной политике.
"Именно ФРС будет управлять экономикой, что бы ни ждало нас впереди", - говорит Марк Занди, главный экономист Moody's Analytics.
Победа демократов создаст другие проблемы для председателя ФРС Пауэлла, учитывая, что большинство законов, предложенных законодателями-демократами, носят стимулирующий характер и будут способствовать дальнейшему раздуванию инфляции, даже если они будут полностью окупаемыми. Стимулирование бюджетной сферы может "усложнить работу ФРС по борьбе с инфляцией", - говорит Стив Павлик, глава отдела политики в Renaissance Macro.
Потолок долга
Законодатели от обеих партий должны будут достичь соглашения в следующем составе Конгресса о повышении лимита задолженности страны, и это решение вызывает жаркие споры каждый раз, когда оно выносится на голосование. Крайний срок для повышения так называемого потолка долга наступит примерно к концу лета следующего года, если правительство сможет покрыть предыдущие расходы, уже утвержденные Конгрессом. А неспособность сделать это будет иметь катастрофические последствия для мировых рынков, поскольку это вынудит Казначейство США объявить дефолт по своим долгам.
Некоторые законодатели-республиканцы уже начали обсуждать в прессе, каких уступок они потребуют от демократов в обмен на их голоса за повышение потолка долга. Первые идеи республиканцев включают в себя принудительное сокращение расходов на программы Medicare и Social Security, что решительно отверг Байден.
Без компромисса, последствия дефолта по долгу будут серьезными: в отчете Moody's, опубликованном прошлой осенью, говорится, что неспособность поднять потолок может снизить цены на акции почти на треть, уничтожив около 15 триллионов долларов богатства частных инвесторов. "Больше всего я беспокоюсь о потолке долга, - говорит Блок.
В частности, в этом вопросе важно обратить внимание на перевес, с которым республиканцы могут вернуть контроль над Палатой представителей. Небольшое преимущество республиканцев позволит усилить роль самого консервативного крыла партии - Фракции свободы, - говорит Крюгер. В предыдущих спорах о лимите госдолга консервативные республиканцы традиционно дольше всех держались за заключение сделки по повышению лимита.
Однако республиканцы, включая членов Фракции свободы, утверждают, что повышение потолка госдолга должно заставить задуматься - а возможно, и пересмотреть - о том, сколько правительство тратит и какой объем долга оно создает. Вероятно, они будут стремиться добиться соглашения о значительном сокращении бюджетных расходов, прежде чем соглашаться на увеличение лимита заимствований.
Некоторые стратеги и законодатели по обе стороны барьера обеспокоены возможным повторением противостояния по поводу лимита задолженности в 2011 году между президентом Бараком Обамой и только что сформированным большинством в Палате представителей от Республиканской партии. Тогда обе стороны так долго не могли прийти к соглашению, что кредитное агентство Standard & Poor's понизило кредитный рейтинг США.
Налоговая политика
Последствия выборов для налоговой политики в основном черно-белые: Если республиканцы получат контроль над обеими палатами, то, по мнению аналитиков, в ближайшие два года не следует ожидать повышения налогов. Однако если демократы сохранят всю полноту власти, они могут рассмотреть изменения в налоговом кодексе, которые позволят увеличить поступления в бюджет, чтобы компенсировать любые новые расходы.
Предложения могут включать изменения в ставку индивидуального подоходного налога, особенно для богатых семей, налоги на прирост капитала или глобальный режим корпоративного налогообложения, подобно 15%-ному минимальному глобальному корпоративному налогу, который поддерживала секретарь Йеллен. Но для того, чтобы любое из этих налоговых изменений имело реальные шансы стать законом, демократам потребуется получить как минимум еще одно место в Сенате, помимо 50, которые они контролируют в настоящее время.
Если республиканцы возьмут обе палаты Конгресса, они смогут принять закон, в котором будет сделан акцент на снижение налогов, возможно, в рамках попытки снизить стоимость жизни в то время, когда американские домохозяйства ощущают на себе удар растущих цен. Вероятно, у этого законопроекта будет мало шансов стать законом, поскольку Байден сможет наложить вето, а у республиканцев не хватит мест, чтобы его преодолеть. Но такие "законопроекты для привлечения внимания" могут помочь республиканцам оказать давление на Белый дом и попытаться поставить демократов в уязвимое положение по налогам в преддверии президентских выборов 2024 года.
Здесь также есть место для двухпартийного компромисса. В качестве примера можно привести возможный шаг в разделенном Конгрессе по принятию как расширенного налогового кредита на детей - главного приоритета демократов, который даст деньги семьям с детьми, так и налогового кредита на исследования и разработки - приоритета республиканцев, который будет стимулировать компании вкладывать больше средств в НИОКР, позволяя им списывать эти расходы.
Сельское хозяйство
Сельскохозяйственная политика будет обсуждаться в следующем году, когда законодатели, представляющие разные партии, будут совместно вести переговоры по следующему законопроекту о сельском хозяйстве. В то время как законопроект о сельском хозяйстве обычно принимается на двухпартийной основе примерно раз в пять лет, разделенный Конгресс позволит каждой партии наложить свой отпечаток на этот огромный законопроект.
По словам Керта Ковингтона, старшего директора по работе с партнерами компании AgAmerica Lending, основные спорные моменты будут заключаться в том, стоит ли расширять бюджет законопроекта или же необходимо провести сокращения, если верхний предел останется на том же уровне, который Конгресс принял в 2018 году. Основная часть денег идет на Программу дополнительной помощи в питании, ранее известную как продовольственные талоны, и, по оценкам Ковингтона, финансирование только этой части должно увеличиться на 14%, чтобы учесть инфляцию.
По мнению аналитиков UBS, законодатели-республиканцы могут стремиться сократить размер программы продовольственной помощи, в то время как демократы будут стремиться сосредоточиться на мерах по смягчению последствий изменения климата, программах сохранения природы и поддержке мелких производителей.
Внешняя политика и национальная безопасность
Демократы и республиканцы, вероятно, будут готовы пойти на компромисс по некоторым вопросам безопасности и внешней политики. Одним из возможных вариантов является законодательство, направленное на укрепление промышленной политики США и противодействие влиянию Китая и России.
Ранее в этом году обе партии уже объединились для принятия закона CHIPS and Science Act, направленного на увеличение внутреннего производства таких товаров, как полупроводники, и повышение устойчивости американской цепочки поставок. Это позволяет предположить, что законодатели могут объединиться для развития этой меры с помощью дальнейшего законодательства, включающего более дорогие чипы, пишут аналитики Wells Fargo в недавней аналитической записке. Законодатели также могут искать способы стимулирования "ближнего шеринга" для дальнейшего укрепления цепей поставок.
Другие вопросы внешней политики могут оказаться более спорными. Республиканцы начали сигнализировать о своем нежелании одобрить дальнейшую военную помощь Украине, что может сделать принятие любых дополнительных мер трудновыполнимой задачей.
В более широком смысле, республиканцы, скорее всего, будут использовать любые рычаги влияния, полученные в результате промежуточных выборов, для того, чтобы добиться увеличения военных расходов, считают аналитики UBS. Это может увеличить размер национального бюджета на оборону и позиционировать сектор как потенциального победителя промежуточных выборов.
Что в итоге?
В целом, результаты промежуточных выборов могут сыграть решающую роль в том, получат ли американские домохозяйства финансовую помощь во время следующей рецессии, повысятся ли налоги для компаний и богатых семей, или правительство согласится сократить свои расходы.
И, за исключением тех областей, где Конгресс должен будет принять меры, устойчивый тупик в течение следующих двух лет даст обеим партиям достаточно времени для поиска путей улучшения своего положения среди избирателей перед президентской гонкой 2024 года. Эта кампания начнется, как только будут объявлены промежуточные выборы.
Но на данный момент, если опросы окажутся верными, невозможность Конгресса продвинуть вперед что-либо слишком экстремальное может стать желанной отсрочкой для экономики после нескольких лет экспансивной фискальной и монетарной политики.
"Инвесторы не любят сюрпризов", - говорит Блок. "А в расколотом правительстве на два блока сюрпризов очень мало".
🔔 Дисклеймер
Решения принимаются инвестором самостоятельно. Информация, представленная здесь, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, а упоминаемые финансовые инструменты могут не подходить вам по инвестиционным целям, допустимому риску, инвестиционному горизонту и прочим параметрам индивидуального инвестиционного профиля. При подготовке представленных материалов была использована информация из источников, которые, по мнению автора, заслуживают доверия. При этом данная информация предназначена исключительно для информационных целей, не содержит рекомендаций и является выражением частного мнения. Невзирая на осмотрительность, с которой автор отнесся к составлению этой страницы, автор не дает никаких гарантий в отношении достоверности и полноты содержащейся здесь информации. Никто ни при каких обстоятельствах не должен рассматривать эту информацию в качестве предложения о заключении договора на рынке ценных бумаг или иного юридически обязывающего действия. Автор не несет никакой ответственности за любые убытки или расходы, связанные прямо или косвенно с использованием этой информации. Данная информация, действительна на момент ее публикации, при этом автор вправе в любой момент внести в информацию любые изменения. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем. Автор предупреждает, что операции с ценными бумагами связаны с различными рисками и требуют соответствующих знаний и опыта.