Метавселенная приближается к реальности. Действительно ли это следующая крупная тенденция?
Рассмотрим еще один тренд настпуающего 2023 года, совместно с Тимом Кроссом, редактором отдела технологий журнала The Economist.
Получит ли идея работы и игры в виртуальных мирах распространение за пределами видеоигр? 2023 год даст некоторые ответы на эти вопросы, когда Apple выпустит свою первую гарнитуру, а Meta решит, стоит ли менять свою стратегию, поскольку цена ее акций снижается. Между тем, менее сложным и более полезным изменением может стать появление "пасскеев", которые заменят пароли.
Вслед за настольными компьютерами, бытовым интернетом и бумом смартфонов, индустрия вычислительной техники для широкого круга потребителей уже давно созрела для следующей большой технологии. В наступающем году крупные технологические компании удвоят усилия по реализации двух связанных между собой возможностей, о которых много говорят.
*Meta - Запрещенная в России организация, признанна в России экстремистской
Первая - это гарнитуры виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) - это идея о том, что, уменьшив размеры телефонов в наших карманах, следующим шагом будет прикрепление их к нашим лицам.
Другая идея - метавселенная, согласно которой интернет, который все еще остается "плоским", основанным на двухмерных текстах, изображениях и видео, созрел для замены на трехмерный и иммерсивный, воспринимаемый как своего рода глобальная видеоигра.
Сначала рассмотрим гарнитуры, которые представляют собой небольшой, но растущий рынок. Аналитическая компания IDC считает, что в 2021 году будет продано около 11 миллионов гарнитур, причем на долю Meta $META, придется около двух третей продаж. Ожидается, что в ближайшие месяцы компания выпустит несколько новых продуктов. 11 октября она представила свою новейшую гарнитуру Meta Quest Pro. Она стоит 1499 долларов США и намного дороже всех существующих моделей, но в 2023 году, вероятно, появятся более дешевые и массовые устройства.
Meta Quest Pro может работать как в режиме AR, так и VR. Если VR действует как цифровая маска, погружая пользователя в мир, созданный компьютером, то AR предполагает наложение изображения с информацией на реальную картину мира, что гораздо сложнее, что, возможно, и объясняет более высокую цену. У Meta также будет конкуренция. Apple $AAPL, вероятно, выпустит свою первую модель AR/VR-гарнитуры в 2023 году (по одним данным, ее цена составит $3 000). Sony $SONY, чья игровая гарнитура PlayStation VR, выпущенная в 2016 году и проданная в количестве более 5 млн единиц, также выпустит обновленную модель.
Амбиции Meta заключаются не только в производстве VR-оборудования, но и в создании виртуальных миров, в которых, как она надеется, захотят жить VR-пользователи. Новое название компании отражает ее ориентацию на идею метавселенной, о которой Марк Цукерберг, объявил в 2021 году. С тех пор компания потратила более $27 млрд. на реализацию этой идеи и опубликовала фотографии пользователей или их сгенерированных компьютером аватаров, работающих и играющих в дружелюбной, карикатурной 3d-среде, которая варьируется от боксерских рингов до виртуальных залов заседаний. Но многие аналитики настроены скептически, особенно на фоне падения курса акций Meta.
Однако у конкурирующих фирм схожие амбиции. Соперничающие технологические гиганты, такие как Microsoft $MSFT и Nvidia $NVDA, трубят о своих собственных метавселенских амбициях. Представители различных отраслей, от рекламы до банковского дела, тоже подхватили их. Но дальше всех продвинулась индустрия видеоигр, которая продает виртуальные миры уже несколько десятилетий. Компания Epic Games уже проводила концерты с живой музыкой и показы фильмов в "Fortnite", своей популярной онлайн-игре-шутере. Некоторые из них привлекли десятки тысяч виртуальных зрителей. Компания Unity $U, которая, как и Epic, создает "движок" для видеоигр, который разработчики программного обеспечения могут использовать для создания своих игр, уже экспериментировала с проведением собственных концертов, а также экспериментирует с 3d-трансляцией спортивных событий.
Пока что царит дух сотрудничества. В октябре 2022 года Microsoft объявила, что сделает свою операционную систему Windows, а также свои приложения, ориентированные на бизнес, и игры, созданные для игровой приставки Xbox, доступными в виртуальных мирах Meta. И почти каждая крупная компания в Кремниевой долине присоединилась к Metaverse Standards Forum (msf), который обязывает их соблюдать открытые, совместимые технические стандарты, так что аватар, созданный для использования в виртуальном мире одной компании, будет без проблем работать в виртуальном мире другой. (Заметным исключением является компания Apple, для которой долгое время приоритетом было сохранение пользователей в собственном "закрытом саду", а не совместимость с продуктами других компаний). В 2023 году прогресс или его отсутствие в msf будет одним из способов оценить, является ли метавселенная идеей, у которой есть перспективы. Пока неясно, сохранится ли дух сотрудничества в msf, если сервисы на основе metaverse начнут зарабатывать серьезные деньги.
Никто не уверен, действительно ли vr, ar или metaverse - это будущее компьютеров. Скептики отмечают, что подобные идеи не новы. Бытовые vr-гарнитуры появились еще в 1990-х годах. На смартфонах уже есть ar-приложения, которые используют экран, а не гарнитуру.
Но революции в одночасье - это не то, как работают технологии. Apple не изобрела смартфон из воздуха. Она усовершенствовала формулу, над которой ее конкуренты работали годами, например, в виде телефонов BlackBerry и карманных компьютеров Palm. Это не гарантирует, что компании, вкладывающие деньги в эти модные технологии, добьются успеха. Но это показывает, почему они пытаются. ■
🔔 Дисклеймер
Решения принимаются инвестором самостоятельно. Информация, представленная здесь, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, а упоминаемые финансовые инструменты могут не подходить вам по инвестиционным целям, допустимому риску, инвестиционному горизонту и прочим параметрам индивидуального инвестиционного профиля. При подготовке представленных материалов была использована информация из источников, которые, по мнению автора, заслуживают доверия. При этом данная информация предназначена исключительно для информационных целей, не содержит рекомендаций и является выражением частного мнения. Невзирая на осмотрительность, с которой автор отнесся к составлению этой страницы, автор не дает никаких гарантий в отношении достоверности и полноты содержащейся здесь информации. Никто ни при каких обстоятельствах не должен рассматривать эту информацию в качестве предложения о заключении договора на рынке ценных бумаг или иного юридически обязывающего действия. Автор не несет никакой ответственности за любые убытки или расходы, связанные прямо или косвенно с использованием этой информации. Данная информация, действительна на момент ее публикации, при этом автор вправе в любой момент внести в информацию любые изменения. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем. Автор предупреждает, что операции с ценными бумагами связаны с различными рисками и требуют соответствующих знаний и опыта.