November 30, 2022

Microsoft, Activision-Blizzard и будущее игровой индустрии

Самый кассовый фильм года - "Top Gun: Мэверик", собравший в первый месяц $1 млрд. Самая крупная игра, "Call of Duty: Modern Warfare II", собрала такую же сумму всего за десять дней. Благодаря пандемии, в результате которой расходы на видеоигры увеличились почти на четверть в 2020 году, доходы игровой индустрии в этом году составят более $170 млрд. по всему миру, что в пять раз больше, чем в мировом кинопрокате.

Растущая стоимость игровой индустрии привлекает внимание регулирующих органов. В январе компания Microsoft $MSFT, согласилась купить Activision-Blizzard $ATVI за $69 млрд. Это крупнейшее приобретение в истории Microsoft и, безусловно, самое крупное в индустрии игр. Регулирующие органы 16 стран провели исследование сделки. За последние два месяца британское Управление по конкуренции и рынкам (cma) и Европейская комиссия подробно изучили ее. Ожидается, что американская Федеральная торговая комиссия (ftc) примет решение в ближайшее время. Если любой из этих трех мегарегуляторов скажет "нет", это может привести к прекращению сделки.

В первую очередь специалистов Trustbusters беспокоит рынок консолей. На протяжении двух десятилетий Sony $SONY и Nintendo удерживали преимущество в "консольных войнах", даже несмотря на то, что проблемы с поставками тормозили продажи последней PlayStation от Sony (см. график). Тем не менее, Sony опасается, что геймеры могут отказаться от PlayStation, если Microsoft сделает игру "Call of Duty" эксклюзивной для Xbox. По данным компании midia Research, около 45% владельцев PlayStation играют в эту игру.

Претензии Sony кажутся несколько излишними. "Ни один из консольных разработчиков не в праве настаивать на эксклюзивности", - говорит Джордж Джиджиашвили из исследовательской компании Omdia, который отмечает, что Sony не выпускает на Xbox такие игры PlayStation, как "Uncharted" и "God of War". Microsoft в любом случае утверждает, что сохранение "Call of Duty" на PlayStation, где она приносит сотни миллионов долларов в год, является "коммерческим императивом для... экономики сделки". Ранее в этом месяце компания предложила Sony десятилетнюю сделку, чтобы сохранить "Call of Duty" на платформе. Фил Спенсер, который руководит подразделением Xbox, позже заявил интернет-изданию The Verge, что PlayStation получит не просто "следующую игру в серии, но и следующую, следующую, следующую, следующую, следующую".

Когда-то таких заверений могло быть достаточно. Но уже нет. Две вещи осложняют ситуацию.

Первая - это изменение нормативно-правовой базы. Инсайдеры Microsoft ворчат, что еще несколько лет назад сделка с Activision прошла бы без проблем. Однако в последнее время "охотники за репутацией" ополчились на крупные технологические компании, встревоженные их стремительным ростом. (В прошлом году Microsoft стала второй после Apple $AAPL компанией, преодолевшей отметку в 2 трлн долларов США по рыночной капитализации, хотя с тех пор ее стоимость упала). Под руководством Лины Хан, нового руководителя, назначенного в прошлом году, ФТК начала расследования в отношении Amazon $AMZN, Meta и других компаний. В сентябре европейские судьи утвердили штраф в размере более $4 млрд. против Google за злоупотребление своей рыночной властью в сфере мобильных операционных систем.

Британская комиссия по ценным бумагам и биржам (cma), активизировавшаяся после Brexit и увеличившая штат сотрудников, стала едва ли не главным боссом в антимонопольной игре. Она расследует деятельность рекламных платформ Google $GOOGL и Meta, торговой площадки Amazon и мобильных браузеров Apple и Google. В прошлом месяце он приказал Meta отменить свое приобретение Giphy, платформы для мемов. Мало кто считал эту сделку проблемой, но cma заявила, что отдает предпочтение "структурным" средствам защиты, таким как принуждение компаний к продаже части своего бизнеса, а не "поведенческим", таким как запрет на выполнение определенных действий. Это беспокоит Microsoft, которая, похоже, готова принять на себя ответственность за сохранение прав на использование игры "Call of Duty", но не хотела бы от нее отказываться.

Вторая сложность - это изменения на рынке игр. Microsoft подчеркивает слабость своего нынешнего положения: "Последнее место по консолям, седьмое место по ПК и нигде по мобильным устройствам", - так она заявила cma. Тем не менее, компания заняла лидирующие позиции на развивающемся рынке подписки на игры и занимает хорошие позиции в пока еще новом бизнесе облачных игр, в которых действие транслируется на экране в стиле Netflix $NFLX. По данным другой исследовательской компании Ampere Analysis, на долю Microsoft приходится 41% рынка игр по подписке, в то время как на долю Sony приходится 30%, а Nintendo - 10%. Среди сервисов подписки с библиотеками игр (в отличие, например, от тех, которые посвящены многопользовательским играм), доля сервиса Game Pass от Microsoft составляет 57%.

Добавление "Call of Duty" в библиотеку Microsoft сделает Game Pass еще более привлекательным, независимо от того, что эту игру можно будет купить на PlayStation. Действительно, по словам г-на Джиджиашвили, "это сделает Game Pass еще более ценным, поскольку в других местах эту игру можно приобрести за 60 долларов".

Переход к подпискам и облачным играм может "изменить конкурентный ландшафт", утверждает организация cma, которая опасается, что сделка по слиянию Activision может "склонить... рынок в пользу Microsoft, прежде чем будущие соперники получат шанс на развитие". Однако пока неясно, произойдет ли такой сдвиг и когда. По оценкам Ampere, подписка на игры быстро растет, но даже через пять лет на нее будет приходиться менее 10% расходов на игры. Стриминг через облачные сервисы все еще остается не столь популярным. В январе Google закроет Stadia, свою нелюбимую облачную игровую службу. Сервис Luna от Amazon еще не заработал. Microsoft, которая отдельно управляет Azure, второй по величине облачной сетью в мире, имеет все возможности для облачных игр, если и когда они появятся. Но пока на облачные потоковые сервисы приходится менее 1% расходов на игры.

Защищая приобретение Activision, "аргументы Microsoft направлены на настоящее", - говорит Пирс Хардинг-Роллс из Ampere, в то время как "cma больше сосредоточена на потенциале и долгосрочных последствиях". Большинство экспертов ожидают, что в конечном итоге сделка состоится, но с некоторыми условиями; блокирование сделки на основании того, как может выглядеть рынок игр в отдаленном будущем, будет трудно отстоять. Тем не менее, недальновидность регуляторов при рассмотрении технологических слияний в прошлом заставила их проявлять повышенную бдительность в отношении последствий сегодняшних сделок. Microsoft играет в игру слияний на самых сложных условиях.

🔔 Дисклеймер

✔ Мой телеграмм-канал


Решения принимаются инвестором самостоятельно. Информация, представленная здесь, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, а упоминаемые финансовые инструменты могут не подходить вам по инвестиционным целям, допустимому риску, инвестиционному горизонту и прочим параметрам индивидуального инвестиционного профиля. При подготовке представленных материалов была использована информация из источников, которые, по мнению автора, заслуживают доверия. При этом данная информация предназначена исключительно для информационных целей, не содержит рекомендаций и является выражением частного мнения. Невзирая на осмотрительность, с которой автор отнесся к составлению этой страницы, автор не дает никаких гарантий в отношении достоверности и полноты содержащейся здесь информации. Никто ни при каких обстоятельствах не должен рассматривать эту информацию в качестве предложения о заключении договора на рынке ценных бумаг или иного юридически обязывающего действия. Автор не несет никакой ответственности за любые убытки или расходы, связанные прямо или косвенно с использованием этой информации. Данная информация, действительна на момент ее публикации, при этом автор вправе в любой момент внести в информацию любые изменения. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем. Автор предупреждает, что операции с ценными бумагами связаны с различными рисками и требуют соответствующих знаний и опыта.